Сегодня, 27 января исполнилось бы 80 лет Габдрахману Кадырову — легендарному башкирскому спортсмену с мировым именем. Свидетелями его великих деяний были десятки тысяч людей – воочию, сотни тысяч – через экраны телевизоров. О них оперативно сообщали Всесоюзное радио и Центральное телевидение, о них писали центральные газеты СССР.
Габдрахман получал государственные награды в Кремле, наравне с олимпийскими чемпионами. А потом, вместе с самыми знаменитыми хоккеистами, фигуристками, певцами и певицами Советского Союза ездил в Мюнхен поддерживать нашу олимпийскую сборную.
Его носили на руках любители мотоспорта в западногерманском Инцеле, где он дважды становился чемпионом мира. Его пронес на плечах по ледяной дорожке уфимского «Строителя» немецкий гонщик Петер Кнотт. А в Англии, едва увидев воочию, журналисты немедленно окрестили Кадырова «битл-боем», и с этим титулом он не расставался столько лет, сколько посещал эту страну.
Символично, что родился Габдрахман Кадыров предвоенной зимой 1941 года в подмосковной Шатуре, в настоящее время известной своей мебелью, а умер в последний день жаркого июля 1993 года в будущей столице Зимних Олимпийских игр Сочи. Зима принесла ему наибольшую славу.
Габдрахман Кадыров стал шестикратным чемпионом мира по мотогонкам на льду, и этот его рекорд продержался почти 40 лет. Он – первый чемпион мира и Европы по ледовому спидвею. Он, сам того не зная, оказался вообще первым спортсменом Башкирии, завоевавшим звание чемпиона мира в индивидуальных соревнованиях.
Габдрахман Кадыров жил в то время, когда покупки звезд не практиковались, а счастье и гордость приносило достигнутое собственным трудом. Как спортсмен, он родился и вырос в Башкирии, его тренировали местные тренеры, он занимался мотоспортом только на местной материальной базе: сначала – в Республиканском автомотоклубе, а потом в спортивном автомотоклубе строительного треста номер три.
Сейчас, когда говорят о Габдрахмане Кадырове, нередко вообще не вспоминают о таком явлении, как мотоспорт, о его роли и значении в истории нашей республики. Как будто Кадыров существовал сам по себе, как некий уникум, побеждавший каких-то незримых соперников.
Нет, все было совсем не так. Первые мотогонки в Башкирии, и это был прообраз будущих соревнований по спидвею, состоялись в Уфе в 1926 году, а первым победителем стал… будущий министр здравоохранения Башкирской АССР. Следующей вехой стало создание Башавтомотоклуба и проведение первой официальной гонки по трассе между Уфой и Топорнино (ныне Кушнаренково) в 1937 году.
А через 20 лет на уфимском ипподроме в присутствии 10 тысяч зрителей состоялись соревнования на первенство Уральской зоны, которые увидел 16-летний владелец собственного мотоцикла Генка Кадыров. Сразу же заболев мотоспортом, он решительно перешагнул порог Башавтомотоклуба, а зимой 1958-го уже стартовал в своем первом мотокроссе, правда, неудачно.
Мог ли он тогда себе представить, что через десять лет в присутствии 20 тысяч на стадионе «Строитель» станет чемпионом мира, уже во второй раз, и что круг почета после победного финиша совершит на плечах восторженного соперника?
Будучи по возрасту лет на десять младше уже в конце 50-х обретших широкую известность уфимцев Бориса Самородова и Юрия Дудорина, Габдрахман Кадыров воспринимался современниками как гонщик следующего поколения. Между тем, он начал осваивать и спидвей, и гонки на льду всего на два-три года позже своих одноклубников. Как и все коллеги, Кадыров гонялся везде, где только можно: и на гари (спидвей), и на льду (ледовый спидвей), и на ипподроме, и на зимних и летних кроссовых трассах, и даже соревновался в эндуро — многодневных мотосоревнованиях. Причем, именно в этой мотодисциплине завоевал свою первую всероссийскую медаль: в 1962 году стал бронзовым призером первенства РСФСР по трехдневным соревнованиям в классе 125 кубических сантиметров.
К этому времени он уже был мастером спорта СССР, а к золоту первенства РСФСР в гонках по льду в классе «175» был близок еще в 1961 году, но остался вообще без медали. Уже летом 61-го Кадыров стал одним из лучших в Союзе в гонках по гаревой дорожке, и впервые включен в сборную СССР был именно как гаревик, а в 1962 году съездил в Швецию и Австрию для участия в тест-матчах по спидвею.
Кстати, в гонках на льду, кроме титулов чемпиона мира и Европы, Габдрахман Кадыров имеет золотые медали чемпиона СССР (три) и РСФСР (две), а в гонках по гаревой дорожке – две медали командного чемпионата мира, четыре золотые медали командного чемпионата СССР и одну золотую – Спартакиады народов СССР. Есть и другие медали – серебряные, бронзовые; но уж если он попадал на пьедестал, то чаще всего на его высшую ступеньку.
Более подробную информацию о спортивных достижениях Габдрахмана Кадырова можно найти в интернете, в том числе и на нашем сайте в предыдущих юбилейных статьях.
Лучше обратим внимание на одну деталь, которая обычно от него ускользает. Виной тому стереотипность нашего мышления: раз Кадыров – чемпион мира в гонках на льду, значит это и есть его главный вид мотоспорта.
На самом же деле Габдрахман Кадыров большую часть своего соревновательного времени, минимум две третьих, проводил на гаревой дорожке, а не на льду, и тренером сборной СССР по окончании карьеры гонщика работал именно со спидвеистами.
Более того, именно сочетание выступлений на гари и льду, вкупе с тренировочными занятиями мотокроссом, помогало ему и его коллегам в течение всего года находиться в хорошей спортивной форме.
И в те годы, когда Кадыров и его товарищи сделали мотоспорт настоящим брендом Башкирии, когда через их победы о Башкирии узнали во всех уголках Советского Союза, и в Уфе, и в Салавате, и в Стерлитамаке, и в Октябрьском, и в Мелеузе зимой проводились соревнования в гонках на льду, а летом – по спидвею.
В поздравлении Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова гонщикам ЦТВС имени Г. Кадырова с победой в чемпионате России говорится о тех шагах, которые намечено сделать, чтобы создать для развития мотоспорта в республике самые оптимальные условия. Эти слова, прозвучавшие накануне юбилея выдающегося спортсмена – гордости Башкортостана и всего российского спорта, вселяют не только большие надежды, но и уверенность, что долгожданные перемены уже скоро произойдут.